- Преимущества и недостатки проекта
- Типография как бизнес. Выбор формата
- Бизнес-план типографии
- Регистрация и оформление типографии
- Какой ОКВЭД указать
- Выбор локации
- Подбор и обустройство помещения
- Оборудование для типографии
- Найм персонала
- Маркетинг и реклама
- Стартовые расходы
- Сколько можно заработать
- Возможные проблемы и риски
Типография – это организация, которая занимается печатью бумажной продукции – от книг до визиток и флаеров. Кроме того, типографии часто печатают изображения на других носителях – тканях, пластике, стекле и т.д. Целевая аудитория типографии очень велика – от частных клиентов, которым нужно напечатать визитную карточку, фото на кружке или заламинировать несколько документов, до огромных компаний с крупными заказами на печать журналов, книг или на оформление наружной рекламы. Большинство заказчиков типографских услуг – ИП и юридические лица (государственные или частные).
Сама типография также может представлять собой крупное предприятие, ориентированное на крупных клиентов, или домашнюю мини-типографию, специализирующуюся на конкретном виде работ. Разберем, как открыть такое предприятие.
Преимущества и недостатки проекта
Основные плюсы типографского бизнеса:
- широкая целевая аудитория и востребованность услуг;
- для небольшой типографии можно обойтись минимальной площадью;
- относительно небольшой срок окупаемости.
Главный недостаток – огромное количество конкурентов, так как бизнес очень популярен, особенно в крупных городах. Нужно быть готовым к тому, что придется активно искать клиентов.
Также нужно учесть, что типография – сезонный бизнес. Пик заказов приходится на канун Нового года: в декабре типография может сделать выручку за целый квартал.
Типография как бизнес. Выбор формата
Специфика работы типографии зависит от ее вида. Домашние типографии выполняют ограниченный перечень заказов и не берутся за печать больших тиражей (журналов, книг, газет и т.д.). Эти заказы могут выполнить крупные типографии с офсетными машинами. Далеко не все могут позволить себе купить подобное оборудование.
Если говорить о типографии как о мелком или среднем бизнесе, сейчас широко распространены мини типографии домашнего типа и цифровые салоны. Их целевая аудитория – частные заказчики, гос.учреждения, небольшие предприятия. Часто там же работает дизайнер, который поможет разработать логотип.
Существует несколько видов печати:
- трафаретная: передает изображение через матрицу в виде сетки,
- глубокая: нужна для объемных изображений,
- офсетная: сначала краску переносят на резиновое полотно, потом – на печатный носитель,
- высокая – для получения наиболее четких линий.
Сначала в типографии делают бумажный черновик для проверки корректности макета, потом готовят металлическую копию для каждой страницы. С помощью особого принтера текст печатают на листах из алюминия, затем эти листы накручивают на цилиндры, и краска переходит на фото форму. Все страницы пропускают через световые отсеки разных цветов – от их сочетания зависит цвет получившегося изображения. На последнем этапе страницы разрезают и располагают в нужном порядке.
Это общая схема для печати на бумаге. Но типография также может специализироваться на печати на футболках, на кружках, на ручках.
Читайте также обзор идей мини производства с нуля.
Бизнес-план типографии
В первую очередь, перед запуском типографии нужно составить бизнес-план.
Первый раздел плана – резюме проекта. Включает анализ рынка, ЦА, конкурентов и подробное описание предоставляемых услуг, например – тиражирование брошюр и буклетов, цветная полиграфия, печать визиток, ламинирование, оформление твердого и мягкого переплета. Список выпускаемой продукции при этом может включать плакаты и листовки, а также визитки, флаеры, бланки, небольшие брошюры, печать на майках, на ручках и т.д.
Основные потребители – 90% – юридические лица (небольшие организации, находящиеся поблизости), 10% – частные клиенты.
В этом районе нет других мелких типографий, то есть прямых конкурентов. Работает одна крупная типография, но она занимается выпуском газет и работает только с постоянными клиентами.
Кроме того, в типографии обычно предлагают дополнительные услуги. Здесь можно отсканировать документ или сделать его копию, распечатать что-либо на цветном принтере, нанести изображение на футболку. Список дополнительных услуг также прописывают в резюме проекта.
Следующие пункты бизнес-плана:
- организационно-производственный план. Включает покупку оборудования, поиск помещения, регистрацию бизнеса и другие организационные моменты,
- финансовый план. Расчет расходов и доходов, описание источников финансирования,
- маркетинговый план. Включает каналы продвижения и привлечения клиентов,
- анализ рисков.
Регистрация и оформление типографии
Если у типографии всего один хозяин (учредитель), лучше всего зарегистрировать ИП. При этом учтите, что такая форма организации бизнеса не предполагает открытия сети филиалов. Зато зарегистрировать типографию можно всего за несколько рабочих дней, заплатив гос.пошлину 800 рублей в ФНС по месту прописки предпринимателя. Но имейте в виду, что в отличие от ООО, индивидуальный предприниматель отвечает за свою деятельность собственным капиталом.
Регистрация ООО занимает больше времени. Вам потребуется устав, уставный капитал не менее 10 000 рублей. Гос.пошлина в таком случае составит 4000 рублей. При этом можно иметь несколько учредителей и работать с юридическими лицами.
Также вам потребуется разрешение пожарных и Роспотребнадзора. Для новой компании нужно открыть расчетный счет в банке и зарегистрировать ее в ПФ РФ и фонде социальной защиты.
Сразу после регистрации нужно подать заявление на выбор системы налогообложения. В противном случае вас автоматически переведут на ОСНО, что не очень выгодно. Оптимальный налоговый режим – УСН Доходы или Доходы минус расходы.
Какой ОКВЭД указать
При регистрации типографии указывается код класса 18 по ОКВЭД. Выбор подкласса зависит от перечня услуг – например, печатание газет – 18.11, деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги – 18.14.
Читайте также обзор лучших бизнес идей в кризис.
Выбор локации
Выбор места зависит от того, кто ваши потенциальные клиенты. Если речь о крупной типографии, лучше всего выбрать недорогое помещение на окраине, но с хорошей транспортной доступностью, чтобы клиентам было удобно забрать тираж. Если ваши потенциальные клиенты работают в каком-то одном конкретном учреждении, логично расположить типографию неподалеку от него. Деловой центр города – также хорошая локация для небольшой типографии. А если вы ориентированы на частных клиентов, можно выбрать место в спальном районе.
Как показывает практика, люди обычно готовы ехать в типографию с хорошей репутацией в другой район. Поэтому не обязательно выбирать локацию в центре. В крайнем случае, можно предусмотреть услугу недорогой (или даже бесплатной) доставки для заказов на определенную сумму.
Стоимость аренды зависит от площади, расположения, города и других факторов. Для небольшой типографии в маленьком городе – от 25 000 рублей в месяц.
Подбор и обустройство помещения
Учтите, что в помещении типографии нужно оборудовать склад для сырья и хранения готовой печатной продукции. Часто офис и производственный цех в небольших типографиях объединяют. Но лучше решение – зонировать помещение на офис (зону приема заказов), склад и производственную зону. Учтите, что в помещении должны быть хорошая вентиляция и электропроводка. Нужно быть готовым к регулярной нагрузке на сеть. Кроме того, нужно купить бумагу, краску и другое сырье.
Еще вам понадобится мебель:
- столы и стулья для сотрудников,
- диваны и кресла для клиентов,
- стеллажи и шкафы,
- компьютеры, телефоны и оргтехника.
На покупку мебели и оргтехники нужно заложить не менее 150 000 рублей.
Оборудование для типографии
Если речь идет о небольшой типографии, выбирайте оборудование, которое стоит не слишком дорого и не слишком сложно в обслуживании. Как основной элемент можно использовать ризограф, который работает с разными форматами бумаги и печатает изображения на большой скорости, а еще потребляет мало энергии и имеет большой ресурс.
Что еще нужно для типографии:
- резак или ручной нож – для разрезания больших объемов бумаги,
- широкоформатный принтер. Учтите, что для разных форматов бумаги нужны разные принтеры. Есть форматы А4, А3, А2, А1 и А0, но наиболее востребованы А3 и А4,
- принтеры для фотоформ и для сублимации,
- ламинатор – необходим для производства брошюр и визитных карточек,
- сканер/копировальный аппарат,
- цветной лазерный принтер – если нужна большая скорость и высокое качество,
- переплетчик – для скрепления и сгиба бумаг,
- брошюровщик,
- каттеры,
- копировальные рамы,
- аппарат для горячего тиснения,
- термопресс для печати на ткани,
- станок для печати на авторучках,
- широкоформатный плоттер,
- цифровая печатная машина,
- гильотина,
- вакуумный пресс и термопрессы.
Идея! Можно сэкономить на оборудовании на старте – купить минимальный базовый набор, а потом дозакупать под конкретные запросы клиентов. Если люди приходят с одним и тем же запросом, значит, эта услуга востребована. В противном случае можно вложить деньги в дорогое оборудование, которое в итоге будет простаивать. Покупка всего оборудования из этого списка обойдется в сумму не менее 5 млн рублей.
Примерный список минимального набора оборудования с ценами представлен в таблице.
Название оборудования | Цена в рублях |
Ризограф | 180 тыс. |
Резак | 50 тыс. |
Ламинатор | 5 тыс. |
Копировальный аппарат/сканер | 140 тыс. |
Переплетчик | 17 тыс |
Копировальная рама | 140 тыс. |
Всего | 533 тыс. |
Лучше выбирать новое оборудование, а не бывшее в употреблении – в противном случае вы рискуете получить низкокачественный товар и выйти за рамки бюджета на техническое обслуживание. Заказывайте оборудование у проверенных поставщиков с гарантией и возможностью обмена/возврата.
Найм персонала
Следующий шаг – нужно нанять сотрудников типографии. Вам понадобятся операторы (не меньше 2 – для посменной работы), дизайнер, переплетчик и уборщица, а также менеджер по работе с клиентами. Бухгалтерию можно передать на аутсорс. Фонд оплаты труда для небольшой типографии – от 100 до 150 000 рублей.
Маркетинг и реклама
Стратегия продвижения зависит от списка услуг и анализа целевой аудитории. Если вы ориентированы на работу с организациями, нужно искать клиентов напрямую – обзванивать, рассылать коммерческие предложения, ходить на встречи, участвовать в выставках и других мероприятиях в своем регионе.
Также для рекламы можно использовать средства массовой информации (рекламу в журналах, газетах, на местных городских сайтах), контекстную рекламу (для этого нужен сайт), раздачу флаеров, наружную рекламу, рекламу в лифтах и на автомобилях. Еще один вариант – продвижение в соц. сетях, где можно устраивать розыгрыши и предлагать бонусы новым клиентам. Для соцсетей можно подключить таргетированную рекламу.
Типография должна иметь свой сайт, хотя бы самый простой – с описанием услуг, примерами работ, прайсом, отзывами и формой обратной связи/онлайн-заказа.
Стартовые расходы
Основные статьи затрат на старте проекта:
- аренда помещения,
- ремонт,
- покупка оборудования,
- покупка расходных материалов,
- фонд оплаты труда для сотрудников,
- регистрация бизнеса.
В среднем, для небольшой типографии можно ориентироваться на сумму около 1 млн рублей. Более половины этой суммы уйдет на покупку оборудования. Очень важно прописать калькуляцию затрат в финансовом плане вашего бизнес-плана. Цифры могут варьироваться в зависимости от списка оборудования, который, в свою очередь, определяется анализом целевой аудитории и списком услуг, которые будет оказывать типография. Некоторые предприниматели привлекают инвесторов/соучредителей или берут банковский кредит.
Что касается постоянных затрат, нужно заложить деньги на фонд оплаты труда (как минимум 100-150 тыс. рублей), аренду (от 30 тыс. рублей), покупку расходных материалов (от 100 тыс. рублей), а также налоги, необходимый ремонт, непредвиденные расходы, оплату коммунальных услуг и услуг интернета/связи, амортизационные отчисления – всего как минимум 250 тыс. рублей в месяц.
Сколько можно заработать
Чтобы получать стабильный доход с типографии, нужно обеспечить стабильный поток заказов. А чтобы выйти на полную окупаемость, может уйти 2-3 года. Это усредненные цены по рынку полиграфических услуг – они могут варьироваться в ту или иную сторону в зависимости от ваших вводных данных.
В среднем, маржа в этом виде бизнеса составляет 40-60% от выручки. А чистая прибыль за вычетом обязательных расходов – 10-20% от маржи. Крупные типографии могут получать выручку 300-500 млн. рублей в год. Если говорить о мини типографии, порядок цифр там на порядок ниже.
Небольшая типография может получать 50 000 – 100 000 рублей чистой прибыли в месяц и более, но для этого нужно иметь стабильную загруженность. В среднем для выхода на плановые показатели уходит не менее года. Чтобы выйти на такие цифры, нужно получать заказы на 1-2 млн. рублей ежемесячно.
Возможные проблемы и риски
Основные риски этого бизнеса:
- высокая конкуренция,
- риск простаивания оборудования – если вы купили дорогие агрегаты, которые остались невостребованными,
- неграмотная ценовая политика,
- плохо продуманный ассортимент,
- низкое качество услуг,
- частые поломки оборудования.
Типографский бизнес остается стабильно востребованным, причем как у частных лиц, так и у организаций. В этой нише можно относительно недорого запустить небольшую типографию и быстро окупить расходы, а со временем докупить оборудование и расширить список предоставляемых услуг. Отталкивайтесь от запросов своих клиентов и следите за качеством выпускаемой продукции, чтобы ваша типография стала успешным проектом.
Читайте также, как запустить свой журнал.