Как открыть супермаркет: 5 плюсов и минусов бизнеса

Как открыть супермаркет Бизнес-планы торговля

Супермаркет самообслуживания – перспективный бизнес, ведь продукты и другие универсальные товары для дома всегда пользуются спросом. Такой формат давно прижился в городах – он гораздо удобнее, чем прилавочные магазины. 

Всего существует 5 видов продуктовых и универсальных магазинов:

  1. Огромные суперсторы площадью от 20 000 кв. метров.
  2. Гипермаркеты, обычно на окраине города, площадь от 4 000 кв. метров.
  3. Супермаркет – магазин в спальном районе или на трассе, около метро. Площадь от 500 кв. метров.
  4. Гастроном, формат “магазин у дома”. Площадь до 500 кв. метров.
  5. Дискаунтер или магазин дешевых товаров.

Кроме того, есть магазины с узкой специализацией – мясные, рыбные, овощные и т.п. 

Как открыть супермаркет: 5 плюсов и минусов бизнеса

В статье разберем, как открыть супермаркет, сколько это будет стоить, и каковы главные особенности этого бизнеса. 

Плюсы и минусы бизнеса 

Главные преимущества супермаркета:

  1. Огромный рынок, который постоянно растет и не подвержен кризисам. Стабильный и прогнозируемый спрос на продукцию супермаркета. Такие магазины удовлетворяют базовые потребности человека, поэтому супермаркет будет работать в любой кризис. К тому же в последние годы увеличивается доля покупок у дома – люди все меньше склонны тратить выходные на шопинг в гипермаркетах и приобретают все необходимое в ближайших магазина.
  2. Легко сформировать ассортимент. Для этого достаточно проанализировать, что продают конкуренты, и что вы сами покупаете для дома.
  3. Просто найти поставщиков. Торговые представители придут сами и к тому же проконсультируют по ассортименту. Они же сделают доставку в ваш магазин, при необходимости привезут оборудование и помогут с выкладкой.
  4. Можно обойтись минимальным товарным запасом. Обычно базовые продукты заказывают 1-2 раза в неделю (молочные продукты и хлеб – каждый день или через день). Вам не нужно покупать сразу много товаров и легко договориться об отсрочке платежа. 
  5. Просто найти сотрудников. Даже новичков легко обучить работе в супермаркете.

Минусы продуктового магазина:

  1. Магазин – не тот бизнес, которым можно заниматься в пассивном режиме. Он потребует личного участия каждый день. 
  2. Необходимость выйти на большой оборот. Наценка в продуктовых супермаркетах не высока – обычно около 15% на продовольственные товары и около 25% – на непродовольственные. Такой магазин может заработать только на обороте. Если поставить большую наценку, покупатели просто уйдут к конкурентам.
  3. Недостачи и просрочка. Недостачи получают из-за воровства покупателей и даже персонала, а также ошибок сотрудников касс и приемщиков товара. Также нужно тщательно следить за сроком годности товаров (особенно так называемого скоропорта). Должна быть отлажена система возврата/утилизации просрочки. Заключая договора с поставщиками, обратите внимание на этот пункт. Просрочка и воровство могут существенно снизить размер дохода супермаркета.
  4. Контроль проверяющих из-за жестких правила реализации продуктов и алкоголя, риск штрафов
  5. Зависимость от выбора локации магазина. Если магазин расположен неудачно и/или рядом слишком много конкурентов, вам будет очень сложно привлечь покупателей. 

Пошаговый план открытия. Бизнес-план супермаркета

Примерный план выглядит следующим образом:

  • Изучение ЦА и конкурентов.
  • Выбор формата магазина.
  • Выбор места под супермаркет, заключение договора аренды.
  • Разработка бизнес-плана.
  • Регистрация бизнеса.
  • Покупка оборудования.
  • Поиск поставщиков, формирование ассортимента, первая закупка.
  • Найм персонала.
  • Начало маркетинговой кампании.
  • Открытие супермаркета.

Оформление документов

Чаще всего супермаркеты регистрируют как ИП или ООО. Если у вас есть планы расширения или несколько учредителей, лучше выбрать ООО. В этом случае вам будет проще искать поставщиков, и вы получите право продавать алкогольную продукцию.

Обязательно получить разрешение на торговлю в местной администрации, а также разрешение от пожарной службы и Роспотребнадзора. 

Пакет необходимых документов для супермаркета довольно внушительный:

Как открыть супермаркет: 5 плюсов и минусов бизнеса

У всего персонала должны быть мед.книжки, а в магазине нужно оборудовать уголок покупателя с законодательной и справочной информацией по работе магазина, книгой отзывов, копиями всех лицензий и сертификатов. 

Что касается системы налогообложения, чаще всего продуктовые магазины работают на УСН Доходы минус расходы и платят 15% с чистой прибыли. 

Какой ОКВЭД указать при регистрации магазина

При регистрации указывайте код 47.1 – Торговля розничная в неспециализированных магазинах.

Выбор локации для супермаркета

90% ваших будущих покупателей живут в пешей доступности от супермаркета. Люди, которые живут дальше, скорее всего, купят все необходимое в других магазинах. Если супермаркет расположен в спальном районе, ориентируйтесь на жителей ближайших домов. Если он находится на дороге, оценвайте автомобильный трафик и удобство подъезда/ парковки.

Когда найдете подходящее помещение, его можно купить или взять в аренду. Еще один вариант – покупка действующего (или бывшего) магазина. В таком случае помещение точно будет соответствовать нормам СЭС и пожарных. Размер арендной платы зависит от города и расположения точки. 

Главные условия для выбора локации – хорошая проходимость, наличие парковки и подъездных путей. Оцените ближайших конкурентов. Чем их меньше, тем лучше. Главную опасность для розничной точки представляют сетевые магазины с низкими ценами, с которыми сложно конкурировать. 

Подбор и обустройство помещения

Помещение нужно обустроить – выполнить ремонт, купить оборудование. Если у вас нет опыта в этом, лучше нанять специалистов, которые помогут вам. 

Постарайтесь продумать ассортимент, чтобы выгодно отличаться от конкурентов. От ассортимента будет зависеть выбор оборудования. 

Закупка оборудования

Прежде чем покупать оборудование, постарайтесь рассчитать количество посетителей магазина и оценить их предпочтения.

Есть три вида торгового оборудования для супермаркета: кассовое, холодильное и сухое, т.е. стеллажи. Рассчитайте приблизительный ежедневный оборот точки, разделите на среднюю цену – получится среднее количество позиций, которые вы будете продавать. Исходя из этого можно посчитать примерную площадь для хранения продуктов.

Холодильные агрегаты могут быть встроенными и выносными. Встроенные удобнее, но они снижают температуру в торговом зале и часто становятся причиной неприятных запахов. А выносные холодильники занимают больше места и  стоят дороже.  

Витрина – это своего рода реклама супермаркета. Важно, чтобы она была яркой и привлекательной и отражала ваши плюсы. Ваше преимущество – низкие цены? Тогда подойдет простая витрина и вывеска с оповещением о скидках. Если же у вас гастрономическая лавка, оформите витрину максимально эстетично и привлекательно. 

Как открыть супермаркет: 5 плюсов и минусов бизнеса

Также вам нужно купить и подключить кассовое оборудование, терминалы для безналичной оплаты, электронные весы с процессором, ПО для учета товаров. Контрольно-кассовые аппараты и компьютерные POS-терминалы связаны с базовым компьютером магазина, где ведется учет товаров и хранится база. Сейчас многие компании предлагают готовые решения для торговых точек. Есть даже готовые кассовые боксы, включающие терминал, конвейер для движения продуктов по ленте и приемную зону. 

Поиск поставщиков

Обычно выбором поставщиков занимается товаровед или другой человек с соответствующим опытом. Можно провести анкетирование покупателей и спросить у них, что именно они хотят видеть на полках вашего супермаркета. 

На что обращать внимание при поиске поставщика:

  • ассортимент,
  • цены и качество товара,
  • его репутация,
  • возможность получения скидок и бонусов,
  • условия возврата,
  • с какими странами-производителями он работает,
  • срок и условия доставки (минимальная сумма и т.п.),
  • отзывы их клиентов,
  • расположение склада по отношению к вашему магазину,
  • опыт работы.

Найм персонала

Вам потребуется штат сотрудников. Их количество зависит от площади магазина.

  • директор. Отвечает за работу магазина в целом. Часто является владельцем супермаркета,
  • администратор. Это человек следит за работой торгового зала, отвечает за выкладку товара, общается с покупателями при необходимости, контролирует работу кассиров и продавцов,
  • товаровед/старший продавец/менеджер по закупкам/заместитель директора. Отвечает за заказ и приемку товара,
  • продавцы – выкладывают товар, делают ценники, взвешивают продукты, консультируют покупателей,
  • кассиры – пробивают товар на кассе,
  • бухгалтер – отвечает за бухгалтерскую и налоговую отчетность,
  • уборщица – убирает магазин,
  • грузчики/работники склада – отвечают за разгрузку товара.

Обратите внимание, что продавцы должны разбираться в ассортименте, быть вежливыми и доброжелательными, уметь общаться с покупателями. От этого во многом зависят продажи.  

Поскольку супермаркет обычно работает с 8-10 ч. утра и до 20-22 ч. вечера, нужно организовать работу в две смены. 

Как открыть супермаркет: 5 плюсов и минусов бизнеса

Читайте также, как открыть магазин по франшизе “Ермолино”.

Маркетинг и реклама

Первые месяцы – самое сложное время для работы, пока магазин еще не известен и не имеет постоянных клиентов. Важно грамотно организовать открытие торговой точки и сразу привлечь максимальное внимание к супермаркету. 

Что для этого нужно сделать:

  • Распечатать и раздать флаеры/буклеты/листовки с приглашением на открытие. Их можно раздать на близлежащих улицах, разложить по почтовым ящикам на районе.
  • Вход украсить воздушными шарами, также украсить магазин изнутри.
  • Повесить растяжку или баннер, что магазин скоро открывается. 
  • К открытию организовать яркую программу с шоу, музыкой, розыгрышами призов. 
  • Можно сделать конкурсы или лотерею. 
  • Анонсировать максимальные скидки первым покупателям. 
  • Сделать объявления на досках объявлений, на городских порталах.

Это позволит привлечь первых клиентов, но главное для вас – постоянные покупатели. Чтобы их заполучить, нужно работать над ассортиментом, отслеживать цены, внимательно анализировать работу конкурентов и своего персонала.

Например, вашим преимуществом может стать возможность доставки. В Москве и других мегаполисах этим уже сложно удивить, но в регионах такая услуга не слишком распространена.

Способы рекламы для супермаркета:

  • сайт с информацией о товарах, скидках и с возможностью онлайн-заказа,
  • реклама в лифтах ближайших домов,
  • объявления в интернете.

Сколько нужно вложить денег на старте

Размер вложений в небольшой супермаркет начинается от 1 млн. рублей и заканчивается несколькими миллионами. Все зависит от города, помещения, ассортимента, площади магазина и других характеристик. Например, если у вас ограничен бюджет, можно договориться с поставщиками о максимальной отсрочке на оплату первой партии товара.

  • регистрация бизнеса (ООО), получение необходимых разрешений – 60 000 рублей;
  • оплата аренды – от 100 000 рублей;
  • ремонт помещения – от 50 000 рублей (расходы минимальны, если вы купили здание действующего или бывшего магазина);
  • оборудование для магазина – от 500 000 рублей;
  • первая закупка – от 300 000 рублей;
  • реклама – от 50 000 рублей. 

Также нужно иметь оборотный капитал хотя бы на 3 месяца работы – на оплату аренды, зарплаты персонала, ассортимента товаров, коммунальных платежей, налогов. В первые месяцы работы магазин вряд ли будет приносить стабильную и высокую прибыль. 

Часто для запуска такого бизнеса привлекают соучредителей, инвесторов.

Также потребуются ежемесячные вложения:

  • аренда – от 100 000 рублей;
  • фонд оплаты труда – от 200 000 рублей;
  • покупка товаров – от 300 000 рублей;
  • реклама – от 10 000 рублей;
  • коммунальные платежи – от 20 000 рублей;
  • дополнительные расходы – от 30 000 рублей.

Сколько можно заработать. Прибыльность и рентабельность супермаркета

Прибыльность магазина зависит от среднего чека и количества покупателей. Например, средний чек – 300 рублей. Количество покупателей – 100 человек ежедневно. В таком случае в день магазин получит выручку 30 000 рублей, а в месяц – 900 000 рублей. За вычетом расходов получим чистую прибыль 250 000 рублей.

Это усредненные цифры, поскольку супермаркеты получают выручку неравномерно и больше зарабатывает в выходные и в предпраздничные дни. Количество покупателей и размер среднего чека также варьируются. 

Как открыть супермаркет: 5 плюсов и минусов бизнеса

Средний срок окупаемости такого магазина – 10-14 месяцев. Рентабельность супермаркета – около 15%. 

Возможные проблемы и риски бизнеса

Основные риски супермаркета как бизнеса:

  • слишком много конкурентов,
  • недостаточный спрос на товары,
  • недобросовестные поставщики.

Супермаркет может стать прибыльным бизнесом и источником стабильного дохода. Для этого важно грамотно выбрать локацию, продумать ассортимент и ценовую политику, тщательно выбрать поставщиков и персонал. 

Читайте также, как открыть магазин по франшизе “Пятерочка”.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Портал о малом бизнесе
Добавить комментарий

Adblock
detector