На фоне дефицита мест на городских кладбищах и удорожания услуг обычного погребения, проект крематория может решить множество проблем в похоронном деле. Как начать этот необычный бизнес с нуля и на что обратить внимание, читайте в статье.

Плюсы и минусы бизнес-идеи
Похоронный бизнес приносит стабильный доход, при этом имеет свои преимущества и недостатки.
Плюсы:
- услуга постоянно востребована – с каждым годом все большее количество людей выбирают кремацию;
- стоит дешевле, чем обычное погребение;
- низкий порог конкуренции, чаще – ее полное отсутствие;
- небольшие текущие вложения в бизнес.
Минусы:
- чтобы запустить проект, нужны крупные инвестиции;
- в процессе оформления документов могут возникнуть проблемы с получением разрешений, согласований контролирующих органов;
- негативное отношение к кремации у определенной части населения.
Читайте также про 10 выгодных бизнесов для маленького города.
Бизнес на кремации животных
Крематорий для животных – менее затратная идея. Бизнес решит проблемы не только владельцев домашних питомцев, но и убережет зеленые зоны города от несанкционированных погребений.
Стоимость процедуры зависит от веса животного. В провинции эта услуга вряд ли будет востребована, а вот в крупном городе инвестиции окупятся уже через пару лет.
Чтобы открыть крематорий для животных, действуйте по алгоритму:
- пройдите процедуру регистрации;
- найдите помещение;
- купите оборудование;
- наймите персонал;
- прорекламируйте компанию.
Стартовый капитал в таком случае варьируется в диапазоне 3-5 миллионов рублей.
Кремирование людей как бизнес
Количество граждан, желающих быть после смерти кремированными, увеличивается. Открытие крематория имеет все шансы стать прибыльным делом.
Для проведения процедуры кремирования людей нужны помещения. Одно – для сжигания тел усопших, второе – место для проведения церемоний. Если позволяет площадь, все размещают в одном здании.
В качестве топлива применяют газ. Вся процедура длится около 50 минут. После этого пепел кладут в урну и передают родным покойного.
Бизнес-план крематория
Чтобы не совершить ошибок на этапе запуска проекта, составьте четкий план. Включите в бизнес-план следующие пункты:
- резюме проекта – анализ рынка услуг, спроса, конкурентов, концепция вашего бизнеса;
- организационно-производственный план – регистрация бизнеса, строительство помещения, приобретение оборудования, найм персонала;
- финансовый план – расчет вложений и доходов;
- маркетинговый план – ваша рекламная кампания;
- анализ рисков.

Рассмотрим базовые пункты более детально.
Определяемся с перечнем услуг
От того, каким будет формат деятельности, зависит размер инвестиций в бизнес.
Прайс базовых услуг стандартного крематория:
- выезд к усопшему на дом и принятие тела;
- кремация;
- доставка близким праха покойного.
Прибыль вырастет, если перечень мероприятий будет расширен. Можно включить в прайс:
- аренду зала, где можно проститься с умершим;
- оркестровое сопровождение процессии;
- организация поминальных обедов, аренда кафе, столовых;
- оформление справок, сопроводительных бумаг;
- продажа ритуальных товаров;
- бальзамирование;
- хранение урн.
Помещение и локация
Специфика бизнеса заключается в том, что помещение под крематорий вам придется строить самостоятельно – найти вариант аренды для такого проекта не получится.
Требования к локации:
- удаленность от центра;
- наличие большого количества зеленых насаждений – ваша задача – минимизировать вред, который нанесет работа заведения окружающей природе;
- наличие парковочных мест;
- территориальная площадь – 220-250 квадратных метров.
Требования к помещению:
- водопровод;
- канализация;
- электроподведение;
- система вентиляции;
- отопление;
- телефонная связь;
- пожарная сигнализация.
Зонируйте помещение на блоки:
- для прощаний;
- кремационный;
- холл;
- место, где будут храниться урны;
- медпункт;
- бытовка;
- туалетная комната;
- офис.
Оформление документов
Процедура оформления начинается с получения правового статуса. В данном случае лучшим решением является ЗАО. Закрытое общество предполагает наличие устава организации, счета в банке и стартового капитала.
Юридическая справка! Деятельность компании, занимающейся погребением, регламентирована законодательными актами:
- “Об акционерных организациях”;
- “О захоронениях и похоронных мероприятиях”.
Чтобы зарегистрировать ЗАО, нужны:
- наименование организации;
- устав;
- печать;
- персональные сведения о всех учредителях;
- расчетный счет;
- заявление.
Соберите необходимые бумаги и обратитесь в налоговую службу по месту регистрации. Готовое свидетельство выдадут в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления.
Следующий шаг – постановка на налоговый учет. Напишите соответствующее заявление налоговому инспектору, и вас включат в единый реестр плательщиков.
В качестве формы деятельности выбирайте УСН по ставке 6% от чистого дохода. Код ОКВЭД – 96-03 – погребение и связанные с ним, услуги.
Прежде чем вы начнете собирать документы, обратитесь в местную администрацию для регистрации проекта. Кроме того, потребуется согласование с органами пожарного контроля и надзора, разрешение санитарной службы на предмет соответствия помещения заявленным нормам.
Необходимое оборудование
Учитывайте, что бизнес-идея требует больших капиталовложений, основная часть которых пойдет на строительство и приобретение оборудования. Это – базовая статья расходов финансового плана.

Вам потребуются:
- кремационные печи;
- холодильные камеры;
- мельница – агрегат измельчает остатки в мелкие фракции;
- магниты – извлекут из останков металлические элементы;
- тележки;
- приспособления и расходные материалы для ухода за оборудованием;
- металлические поддоны;
- капсулы – в них помещают прах до того, как он попадет в урну.
Важно! Все оснащение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству товаров. Выбирайте поставщиков среди предприятий Германии, Чехии.
Дополнительно потребуется униформа для сотрудников и средства защиты.
Найм сотрудников
При подборе персонала отдавайте предпочтение кандидатам, которые имеют следующие качества характера:
- коммуникабельность;
- понимание ситуации и умение общаться с людьми, находящимися в стрессовой ситуации;
- такт.
Стандартное штатное расписание включает:
- администратор – если хотите сэкономить на инвестициях, возьмите управляющую функцию на себя. По мере получения прибыли наймете специалиста;
- истопник;
- механик;
- ритуальный церемониймейстер;
- продавец – если будете заниматься продажей сопутствующих товаров;
- уборщица;
- охранник;
- грузчик-разнорабочий.
Кроме этого вам потребуется бухгалтер. Наймите профессионала на ставку или обратитесь в аутсорсинг – оплата услуг компании выйдет дешевле.
Маркетинг
К проведению рекламной кампании отнеситесь с особым вниманием, ведь это очень специфическая услуга. Большие баннеры в центре города – точно не ваш вариант.
Используйте следующие способы продвижения услуги кремирования:
- рекламные щиты вблизи кладбищ и возле вашего офиса, если он расположен отдельно от крематория;
- логотип фирмы на служебном транспорте. Машина будет передвигаться по городу и о вас узнают;
- сотрудничайте с теми, кто может стать вашими партнерами. Заключите договора с цветочными магазинами – за определенный процент они будут направлять к вам клиентов;
- если в вашем городе есть газеты, где публикуют объявления о различных услугах, регулярно публикуйте информацию о себе;
- создайте собственный сайт – предусмотрите раздел бронирования, место для отзывов. Мнение реальных клиентов – лучшая реклама;
- отдавайте предпочтение контекстной рекламе – на своем сайте, в социальных сетях, форумах. Ориентируйтесь на тематические поисковики с запросами о погребении, кремации;
- занесите сведения о вашей фирме в городской справочник и электронные справочные системы.
Сколько нужно вложить на старте
Чтобы реализовать бизнес-идею с нуля, нужны стартовые капиталовложения. Основные статьи сметы расходов (приблизительный расчет, в рублях):
- покупка земельного участка – 1 300 000;
- постройка здания – 10 000 000;
- внутренний ремонт и обустройство – 2 000 000;
- регистрация ЗАО и оформление документов – 80 000;
- оборудование – 7 000 000;
- рекламная компания – 80 000;
- фонд оплаты труда сотрудников – 300 000;
- транспортные расходы – 100 000;
- дополнительные траты – 100 000.
Чтобы запустить крематорий с нуля, потребуются стартовые инвестиции в размере 20 960 000 рублей.
Чтобы проект работал без простоев, в бизнес ежемесячно необходимо вкладывать:
- обслуживание оборудования – 20 000;
- заработная плата – 300 000;
- коммунальные платежи – 60 000;
- расходные материалы и аксессуары – 120 000;
- реклама – 20 000;
- транспортные расходы – 100 000
- непредвиденные расходы – 30 000.
Текущие вложения в работу крематория составят 650 000 рублей, плюс налоги.
Читайте, как привлечь деньги в свой бизнес.
Рентабельность бизнеса
Как скоро вернутся инвестиции, зависит от ряда факторов:
- локации;
- конкретного региона;
- наличия конкурентов;
- спектра услуг, которые оказывает фирма.
Средний чек одного погребения составляет 15 000 рублей. В сумму входят:
- кремация – 6 000;
- урна – 3 000;
- аренда зала для прощания с усопшим – 6 000.
При наличии дополнительных услуг или покупке ритуальных товаров чек возрастает. Если в среднем в сутки крематорий проводит 4 процедуры, выручка организации составит 60 000 рублей, в месяц – 1 800 000 рублей. Вычтем из этой суммы налоги и текущие расходы. Получаем чистый доход – 1 150 000 ежемесячно.
Ритуальный бизнес – один из самых рентабельных. Средний показатель – 43%.
Полный срок окупаемости проекта – 3-3,5 года. В крупных городах этот период может быть короче.

Риски бизнеса
Бизнес на кремации не только дорогой, но и рискованный. Как показывает практика, главные проблемы подстерегают начинающего предпринимателя на этапе запуска проекта и в первые месяцы работы.
Негативно на его развитии сказываются следующие факторы:
- отсутствует спрос на услугу – особенно это актуально в небольших городах, где население предпочитает хоронить по старинке. При численности жителей менее 500 000 человек вы вряд ли окупите вложения;
- высокая конкуренция. Наличие конкурентов может привести бизнес к краху. Изучите рынок еще на этапе планирования проекта, узнавайте, что предлагают конкуренты (включая фирмы, занимающиеся традиционным погребением), продумайте, какие услуги станут преимуществами. Ваша задача – заслужить репутацию, и чем скорее вы это сделаете, тем меньше шансов стать банкротом;
- нападки учреждений, которые выступают против загрязнения экологии. Следите, чтобы ущерб от вашей деятельности был минимальным, участвуйте в озеленении города, чтобы минимизировать этот риск;
- поломка оборудования. Выход из строя печи – это не только простои, но и дорогостоящий ремонт, который требует времени. Клиенты ждать не будут. Следите за состоянием печей, своевременно проводите обслуживание. Покупайте оборудование напрямую у производителей;
- недобросовестные сотрудники – случаи, когда персонал занимается воровством вещей умерших, встречаются часто. Ответственно отнеситесь к выбору кадров.
Бизнес-идея открытия крематория – перспективное направление, но оно требует очень значительных стартовых затрат. Чтобы стать успешным в этом бизнесе, найдите стартовый капитал, составьте грамотный план действий, не экономьте на оборудовании, ответственно выбирайте сотрудников и следите за качеством услуг.