Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при котором одна сторона предоставляет другой стороне за определенную плату право действовать от своего имени – продавать продукцию, предоставлять услуги, использовать товарный знак. Это расширяет возможности сбыта собственной продукции одной стороне, а другой дает возможность минимизировать риски при открытии своего дела, использовав готовую и успешную бизнес-модель.
Что такое франшиза
Франшиза – право действовать на рынке на заранее оговоренных условиях от своего имени под маркой известного бренда и под ее товарным знаком. В этом процессе участвует как минимум две стороны, между которыми заключается договор франчайзинга. Стороны называются франчайзер (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто покупает франшизу).
Один из основных пунктов договора – указание суммы и порядка отчислений за пользование франшизой. Это может быть:
- начальный (паушальный) взнос,
- единоразовая сумма выплаты за определенный период,
- оговоренный процент от продаж товаров – роялти.
Регулярных отчислений по договору может не быть, но при этом франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товаров, работ или услуг.
Система франчайзинга подразумевает использование конкретного товара, который обладает известной торговой маркой в любой сфере: супермаркеты, фитнес, общественное питание, страхование, строительный бизнес и т.д. При этом объектами франчайзинга могут быть:
- Продукты или изделия, имеющие материальную форму.
- Услуги.
- Производственные и бизнес- процессы.
- Комплексные товары, в которых могут сочетаться все выше перечисленные виды.
Например, популярные сети фаст фуда – Макдоналдс, Бургер Кинг, KFC, а также множество магазинов и торговых сетей, как правило, открывают по франшизе.
Франчайзи могут быть физические лица, но франчайзер – всегда юридическое лицо. Вот что покупает франчайзи:
- бренд/товарный знак;
- технология производства;
- продукты интеллектуальной собственности в любом виде.
Виды франшиз
- Классический. Предполагает выплату роялти и паушального взноса, а также постоянный контроль франчайзера.
- Свободный. Здесь роялти меньше, а свободы действий у франчайзи – больше.
- Серебряный, или бизнес под ключ. Новая компания открывается силами франчайзера, который потом за определённый % от полученных доходов передает право руководства желающим предпринимателю руководить им.
- Импортозамещающий. При этом франчайзи занимается производством аналогичных товаров, как у популярного бренда;
- Арендованный. В таком виде франчайзи выступает арендатором, а доход получает центральный офис. Проценты распределения доходов определяет договор.
- Корпоративный – похож на классический, с жестким контролем франчайзера.
- Золотой. Предполагает покупку монопольных прав на бренд в пределах определенной территории. Предприниматель полностью самостоятелен в развитии бизнеса. Как правило, этот вид – самый дорогой.
Преимущества и недостатки франшиз
Основные преимущества для франчайзера:
- увеличение рынков сбыта продукции, так как франчайзи согласно договору обязуется закупать у франчайзера определенный объем товаров, расходных материалов, услуг;
- развитие франчайзинговой сети является отличным способом прорекламировать собственный бренд, при этом не требует серьезных финансовых вложений;
- дополнительные возможности заработка.
Для франчайзи:
- сниженные риски неудачного старта бизнеса. Приобретая франшизу, предприниматель получает готовую проверенную на практике бизнес-модель, которая уже доказала свою эффективность;
- упрощенная процедура открытия собственного дела. Франчайзер предоставляет всю необходимую документацию, проводит обучение персонала, подбирает оборудование, дизайн помещения, дает исчерпывающую информацию по открытию и ведению бизнеса и так далее;
- минимальные затраты на рекламу и раскрутку бизнеса, так как предприниматель начинает свой бизнес в уже известной сети;
- гарантированная система поставок товаров, сырья, материалов. Развивая сеть франчайзинга, компании стремятся обеспечить данное направление наибольшими ресурсами (поставка товаров), при этом франчайзи, как партнеры, имеют самые лучшие условия.
Недостатки франчайзинга
- приобретая франшизу, предприниматель обязан придерживаться правил и принципов, установленных франчайзером;
- ограничение доступа к свободному рынку. Зачастую франчайзи обязан закупать продукцию и сырье только у франчайзера, возможно – по завышенным ценам;
- по договору, для франчайзи могут быть установлены жесткие условия выхода из бизнеса, по которым ему запрещается в течение определенного времени и на конкретной территории открывать конкурирующий бизнес.
Некоторые компании предлагают франшизу бесплатно, но как правило это подразумевает только отсутствие роялти.
Франшиза может избавить бизнесмена от рутинной работы и рисков при раскрутке бизнес-идеи. Покупая франшизу, он приобретает готовое предприятие, уже успешно работающее на рынке и хорошо известное потенциальным клиентам. Но стоимость популярной франшизы может составлять 50 000 – 100 000$. При этом у предпринимателя остаются также расходы на аренду, покупку оборудования, зарплату сотрудникам.
я живу в КЧР. В малокарачаевском районе численность около 50000 человек. Район продвинутый.