Понятие франчайзинга. Что такое франшиза

Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при котором одна сторона предоставляет другой стороне за определенную плату право действовать от своего имени – продавать продукцию, предоставлять услуги, использовать товарный знак. Это расширяет возможности сбыта собственной продукции одной стороне, а другой дает возможность минимизировать риски при открытии своего дела, использовав готовую и успешную бизнес-модель.

Что такое франшиза

Франшиза – право действовать на рынке на заранее оговоренных условиях от своего имени под маркой известного бренда и под ее товарным знаком. В этом процессе участвует как минимум две стороны, между которыми заключается договор франчайзинга. Стороны называются франчайзер (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто покупает франшизу).

Понятие франчайзинга. Что такое франшиза

Один из основных пунктов договора – указание суммы и порядка отчислений за пользование франшизой. Это может быть:

  • начальный (паушальный) взнос,
  • единоразовая сумма выплаты за определенный период,
  • оговоренный процент от продаж товаров – роялти.

Регулярных отчислений по договору может не быть, но при этом франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товаров, работ или услуг.

Система франчайзинга подразумевает использование конкретного товара, который обладает известной торговой маркой в любой сфере: супермаркеты, фитнес, общественное питание, страхование, строительный бизнес и т.д. При этом объектами франчайзинга могут быть:

  1. Продукты или изделия, имеющие материальную форму.
  2. Услуги.
  3. Производственные и бизнес- процессы.
  4. Комплексные товары, в которых могут сочетаться все выше перечисленные виды.

Например, популярные сети фаст фуда – Макдоналдс, Бургер Кинг, KFC, а также множество магазинов и торговых сетей, как правило, открывают по франшизе.

Франчайзи могут быть физические лица, но франчайзер – всегда юридическое лицо. Вот что покупает франчайзи:

  • бренд/товарный знак;
  • технология производства;
  • продукты интеллектуальной собственности в любом виде.

Виды франшиз

Понятие франчайзинга. Что такое франшиза

  1. Классический. Предполагает выплату роялти и паушального взноса, а также постоянный контроль  франчайзера.
  2. Свободный. Здесь роялти меньше, а свободы действий у франчайзи – больше.
  3. Серебряный, или бизнес под ключ. Новая компания открывается силами франчайзера, который потом за определённый % от полученных доходов передает право руководства желающим предпринимателю руководить им.
  4. Импортозамещающий. При этом франчайзи занимается производством аналогичных товаров, как у популярного бренда;
  5. Арендованный. В таком виде франчайзи выступает арендатором, а доход получает центральный офис. Проценты распределения доходов определяет договор.  
  6. Корпоративный – похож на классический, с жестким контролем франчайзера. 
  7. Золотой. Предполагает покупку монопольных прав на бренд в пределах определенной территории. Предприниматель полностью самостоятелен в развитии бизнеса. Как правило, этот вид – самый дорогой. 

Преимущества и недостатки франшиз

Понятие франчайзинга. Что такое франшиза

Основные преимущества для франчайзера:

  • увеличение рынков сбыта продукции, так как франчайзи согласно договору обязуется закупать у франчайзера определенный объем товаров, расходных материалов, услуг;
  • развитие франчайзинговой сети является отличным способом прорекламировать собственный бренд, при этом не требует серьезных финансовых вложений;
  • дополнительные возможности заработка. 

Для франчайзи:

  • сниженные риски неудачного старта бизнеса. Приобретая франшизу, предприниматель получает готовую проверенную на практике бизнес-модель, которая уже доказала свою эффективность;
  • упрощенная процедура открытия собственного дела. Франчайзер предоставляет  всю необходимую документацию, проводит обучение персонала, подбирает оборудование, дизайн помещения, дает исчерпывающую информацию по открытию и ведению бизнеса и так далее;
  • минимальные затраты на рекламу и раскрутку бизнеса, так как предприниматель начинает свой бизнес в уже известной сети;
  • гарантированная система поставок товаров, сырья, материалов. Развивая сеть франчайзинга, компании стремятся обеспечить данное направление наибольшими ресурсами (поставка товаров), при этом франчайзи, как партнеры, имеют самые лучшие условия.

Недостатки франчайзинга

  • приобретая франшизу, предприниматель обязан придерживаться правил и принципов, установленных франчайзером;
  • ограничение доступа к свободному рынку. Зачастую франчайзи обязан закупать продукцию и сырье только у франчайзера, возможно – по завышенным ценам;
  • по договору, для франчайзи могут быть установлены жесткие условия выхода из бизнеса, по которым ему запрещается в течение определенного времени и на конкретной территории открывать конкурирующий бизнес.

Некоторые компании предлагают франшизу бесплатно, но как правило это подразумевает только отсутствие роялти. 

Франшиза может избавить бизнесмена от  рутинной работы и рисков при раскрутке бизнес-идеи. Покупая франшизу, он приобретает  готовое предприятие, уже успешно работающее на рынке и хорошо известное потенциальным клиентам.  Но стоимость популярной франшизы может составлять 50 000 – 100 000$. При этом у предпринимателя остаются также расходы на аренду, покупку оборудования, зарплату сотрудникам.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Портал о малом бизнесе
Добавить комментарий

  1. Ася Урусова

    я живу в КЧР. В малокарачаевском районе численность около 50000 человек. Район продвинутый.

    Ответить
Adblock
detector