Понятие франчайзинга. Что такое франшиза

2948

Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при котором одна сторона предоставляет другой стороне за определенную плату право действовать от своего имени — продавать продукцию, предоставлять услуги, использовать товарный знак. Это расширяет возможности сбыта собственной продукции одной стороне, а другой дает возможность минимизировать риски при открытии своего дела, использовав готовую и успешную бизнес-модель.

Что такое франшиза

Франшиза — право действовать на рынке на заранее оговоренных условиях от своего имени под маркой известного бренда и под ее товарным знаком. В этом процессе участвует как минимум две стороны, между которыми заключается договор франчайзинга. Стороны называются франчайзер (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто покупает франшизу).

Понятие франчайзинга. Что такое франшиза

Один из основных пунктов договора — указание суммы и порядка отчислений за пользование франшизой. Это может быть:

  • начальный (паушальный) взнос,
  • единоразовая сумма выплаты за определенный период,
  • оговоренный процент от продаж товаров — роялти.

Регулярных отчислений по договору может не быть, но при этом франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товаров, работ или услуг.

Система франчайзинга подразумевает использование конкретного товара, который обладает известной торговой маркой в любой сфере: супермаркеты, фитнес, общественное питание, страхование, строительный бизнес и т.д. При этом объектами франчайзинга могут быть:

  1. Продукты или изделия, имеющие материальную форму.
  2. Услуги.
  3. Производственные и бизнес- процессы.
  4. Комплексные товары, в которых могут сочетаться все выше перечисленные виды.

Например, популярные сети фаст фуда — Макдоналдс, Бургер Кинг, KFC, а также множество магазинов и торговых сетей, как правило, открывают по франшизе.

Франчайзи могут быть физические лица, но франчайзер — всегда юридическое лицо. Вот что покупает франчайзи:

  • бренд/товарный знак;
  • технология производства;
  • продукты интеллектуальной собственности в любом виде.

Виды франшиз

Понятие франчайзинга. Что такое франшиза

  1. Классический. Предполагает выплату роялти и паушального взноса, а также постоянный контроль  франчайзера.
  2. Свободный. Здесь роялти меньше, а свободы действий у франчайзи — больше.
  3. Серебряный, или бизнес под ключ. Новая компания открывается силами франчайзера, который потом за определённый % от полученных доходов передает право руководства желающим предпринимателю руководить им.
  4. Импортозамещающий. При этом франчайзи занимается производством аналогичных товаров, как у популярного бренда;
  5. Арендованный. В таком виде франчайзи выступает арендатором, а доход получает центральный офис. Проценты распределения доходов определяет договор.  
  6. Корпоративный — похож на классический, с жестким контролем франчайзера. 
  7. Золотой. Предполагает покупку монопольных прав на бренд в пределах определенной территории. Предприниматель полностью самостоятелен в развитии бизнеса. Как правило, этот вид — самый дорогой. 

Преимущества и недостатки франшиз

Понятие франчайзинга. Что такое франшиза

Основные преимущества для франчайзера:

  • увеличение рынков сбыта продукции, так как франчайзи согласно договору обязуется закупать у франчайзера определенный объем товаров, расходных материалов, услуг;
  • развитие франчайзинговой сети является отличным способом прорекламировать собственный бренд, при этом не требует серьезных финансовых вложений;
  • дополнительные возможности заработка. 

Для франчайзи:

  • сниженные риски неудачного старта бизнеса. Приобретая франшизу, предприниматель получает готовую проверенную на практике бизнес-модель, которая уже доказала свою эффективность;
  • упрощенная процедура открытия собственного дела. Франчайзер предоставляет  всю необходимую документацию, проводит обучение персонала, подбирает оборудование, дизайн помещения, дает исчерпывающую информацию по открытию и ведению бизнеса и так далее;
  • минимальные затраты на рекламу и раскрутку бизнеса, так как предприниматель начинает свой бизнес в уже известной сети;
  • гарантированная система поставок товаров, сырья, материалов. Развивая сеть франчайзинга, компании стремятся обеспечить данное направление наибольшими ресурсами (поставка товаров), при этом франчайзи, как партнеры, имеют самые лучшие условия.

Недостатки франчайзинга

  • приобретая франшизу, предприниматель обязан придерживаться правил и принципов, установленных франчайзером;
  • ограничение доступа к свободному рынку. Зачастую франчайзи обязан закупать продукцию и сырье только у франчайзера, возможно — по завышенным ценам;
  • по договору, для франчайзи могут быть установлены жесткие условия выхода из бизнеса, по которым ему запрещается в течение определенного времени и на конкретной территории открывать конкурирующий бизнес.

Некоторые компании предлагают франшизу бесплатно, но как правило это подразумевает только отсутствие роялти. 

Франшиза может избавить бизнесмена от  рутинной работы и рисков при раскрутке бизнес-идеи. Покупая франшизу, он приобретает  готовое предприятие, уже успешно работающее на рынке и хорошо известное потенциальным клиентам.  Но стоимость популярной франшизы может составлять 50 000 — 100 000$. При этом у предпринимателя остаются также расходы на аренду, покупку оборудования, зарплату сотрудникам.

Понятие франчайзинга. Что такое франшизаПонятие франчайзинга. Что такое франшизаПонятие франчайзинга. Что такое франшизаПонятие франчайзинга. Что такое франшизаПонятие франчайзинга. Что такое франшиза (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Понятие франчайзинга. Что такое франшиза Загрузка…

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. я живу в КЧР. В малокарачаевском районе численность около 50000 человек. Район продвинутый.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here