Возникновение финансовых трудностей у населения – это проблема, которая актуальна во все времена. Особенно часто вопрос о нехватке денежных средств встаёт во время экономического кризиса. Получение кредита в банке займёт большое количество времени и потребует сбора документов и справок, а для получения займа в ломбарде нужен лишь паспорт и предмет залога. Поэтому люди обращаются в ломбард для получения займа на короткий срок.
Ломбард – что это
Ломбард – это организация, которая занимается выдачей займов населению на короткий срок под залог. В качестве залога могут быть приняты ювелирные изделия, электроника, автотранспорт, предметы антиквариата и прочие ценности.
Размер займа зависит от стоимости предмета, но вещи оценивают гораздо ниже реальной стоимости. Сумма кредита может составлять 25 – 90 % от их себестоимости, поэтому у клиента есть стимул вернуться за ними. Но порой у людей возникают ситуации, когда нет возможности погасить кредит, и тогда имущество переходит в распоряжение ломбарда.
Процентная ставка по таким кредитам колеблется от 4 до 25 %: точный размер зависит от того, как быстро заёмщик вернёт долг.
Ломбард как бизнес
Ломбард как бизнес становится всё более популярным, особенно во время кризисов. Он может приносить стабильную прибыль уже через несколько месяцев.
Главными конкурентами в этом бизнесе считаются банки и микрофинансовые организации. Однако у конкурентов часть кредитов остаётся не погашенной, а у ломбарда есть имущество, оставленное в качестве залога. Если клиент не выкупает залог в срок, такое имущество продаётся по цене гораздо выше предоставленного займа, и организация компенсирует свои расходы, порой в несколько раз.
При этом ломбарду выгоднее, чтобы клиент вернул полученные деньги, ведь в противном случае у него могут возникнуть проблемы с продажей: бывает, что товар не покупают в течение нескольких месяцев, или цена на него падает. Ломбарду нужно поддерживать ликвидность, чтобы всегда иметь деньги в обороте на выкуп новых предметов залога.
Открывая ломбард, необходимо понимать, что в его услуги входит лишь выдача займов и хранение имущества. Ломбард не может дополнительно предоставлять иные виды услуг, например, заниматься ремонтом часов или бытовой техники.
Что нужно для открытия ломбарда
Что нужно для открытия ломбарда? Бизнесмену придется пройти следующие этапы:
- оформление бумаг;
- оформление страховки;
- аренда помещения;
- выбор оборудования;
- обеспечение безопасности;
- наём сотрудников;
- проведение рекламной компании.
Читайте также про самый прибыльный бизнес в кризис.
Для регистрации понадобится собрать пакет документов.
-
решение о создании (ОАО, ООО, ЗАО);
-
устав и учредительный договор;
-
регистрационное заявление (форма 13001);
-
госпошлина в размере 2000 руб.
Для работы вам также понадобятся: -
св-во о регистрации;
-
договор аренды или документы, подтверждающие право владения помещением ломбарда;
-
заключение СЭС с перечислением разрешенных видов деятельности
Оформление бумаг обычно занимает много времени – от 3 месяцев до полугода.
Прежде чем начать процесс регистрации, нужно определиться с формой деятельности: ООО, ОАО или ЗАО. Обычно ломбард оформляют как ООО. ИП не может открыть ломбард, поскольку не имеет права заниматься этим видом деятельности.
Процедура регистрации:
- Постановка на учёт в налоговой инспекции.
- Выбор вида деятельности по ОКВЭД:
- 64.92.6 – займы под залог;
- 66.19.5 – хранение ценностей;
- 70.22 – консультации по коммерческой деятельности и управления.
- Постановка на учёт в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Эта служба контролирует организации, которые работают с финансами и другим имуществом. Но в сфере их деятельности отсутствуют надзорные органы.
- Регистрация в Пробирной палате. Является обязательным условием, если предприятие связано с оборотом ювелирных изделий.
Читайте также про выбор системы налогообложения.
Страховка
После завершения процедуры регистрации необходимо подобрать страховую фирму. Всё имущество, оставленное под залог, необходимо застраховать. Страховка оформляется на определённую сумму, чтобы не страховать каждый предмет отдельно.
По закону «О ломбардах» от 19 июля 2007 г. №196-ФЗ нельзя требовать от заёмщика оплатить страхование вещи. Необходимо застраховать имущество клиента за свой счёт на сумму, равную его оценочной стоимости.
Выбор помещения
При выборе помещения важно учитывать местоположение конкурентов, а также специфику бизнеса ваших соседей. Если ваш ломбард будет заниматься бытовой техникой, а соседний – антиквариатом, то вы прекрасно уживётесь вместе, ведь такой ломбард не является прямым конкурентом.
Ломбард должен находиться в людном месте с высокой проходимостью – например, рядом с торговыми центрами, рынками, остановками и метро. Под помещение подойдёт место в торговом центре, первый или цокольный этаж жилого дома.
Площадь помещения зависит от вида ломбарда. Если заведение работает только с ювелирными изделиями, достаточно 30-40 кв.м., универсальный потребует 80-100 кв.м. Помещение должно быть разделено на две основные зоны: офис и склад.
Оборудование
Оборудование ломбарда зависит от его специфики.
В основной комплект входит:
- офисная техника;
- касса;
- офисная мебель;
- стойка-прилавок;
- стеллажи и шкафы для склада;
- витрина.
Для ювелирного ломбарда понадобятся:
- лабораторные весы;
- лупа;
- пинцет;
- тестер драгоценных камней;
- пробирные камни, иглы, кислоты;
- реактивы;
- пробирки для реактивов;
- кольцемеры.
Для ломбарда, занимающегося бытовой техникой, потребуются:
- тестеры;
- адаптеры;
- переходники;
- колонки;
- кассеты и диски.
Серьезно подойдите к выбору оборудования. Ошибка с весом драгоценных металлов или приём фальшивки вместо антикварной вещи приведёт к финансовым потерям.
Безопасность
Не стоит экономить на безопасности персонала и заложенного имущества.
Есть следующие способы для повышения безопасности:
- металлические двери;
- решётки на окнах;
- тревожная кнопка;
- сигнализация;
- ударопрочные стёкла;
- защитная бронированная плёнка на стёкла витрин;
- сейф;
- видеонаблюдение;
- замки на витринах и шкафах;
- двойные двери.
Для увеличения безопасности можно нанять охранника, но этот способ дорогостоящий, и его применяют крупные организации.
Персонал
Вам понадобится персонал: директор, бухгалтер, два оценщика, два продавца и уборщица. При подборе персонала важно учитывать следующие критерии: умение общаться, стрессоустойчивость, честность и др. Помимо личных качеств, необходимо обладать необходимыми профессиональными навыками.
Начинающему бизнесмену очень трудно найти опытных сотрудников. Зачастую приходится обучать персонал самостоятельно. Обычно кандидат на должность эксперта проходит этап стажировки, затем работает на подмене и в итоге получает постоянную работу.
Есть множество курсов по обучению сотрудников ломбарда. Обычно курсы проводят крупные сети или союзы ломбардов. Стоимость курсов, в зависимости от срока обучения, от 15 до 35 тыс.руб. Иногда работодатель оплачивает курсы, но если сотрудник увольняется через несколько месяцев работы, он обязан покрыть расходы, потраченные на обучение.
Реклама
Ещё до открытия ломбарда необходимо провести рекламную кампанию. Это можно можно следующими методами, как онлайн, так и оффлайн.
Наружная реклама:
- вывеска;
- рекламные щиты;
- транспортная реклама;
- указатели;
- листовки.
Онлайн реклама:
- свой сайт,
- страницы в соцсетях,
- реклама в интернете (контекстная, баннерная, тизерная, таргетированная)
Реклама поможет оповестить население об открытии ломбарда.
Сколько стоит открыть ломбард
Точная стоимость зависит от разных факторами: регион, бюджет, специфика предприятия, аренда в центре или в спальном районе, и т.д.
Произведём примерный расчёт стартовых вложений.
Наименование | Сумма, рублей |
Оборотные средства | 2.000.000 |
Регистрация | 40.000 |
Ремонт | 90.000 |
Оборудование | 200.000 |
Реклама | 60.000 |
Прочие расходы | 10.000 |
Итого | 2.400.000 |
Ежемесячные расходы:
Наименование | Сумма, рублей |
Аренда | 15.000 |
Заработная плата персонала | 220.000 |
Страховка | 30.000 |
Коммунальные услуги | 5.000 |
Охрана объекта | 35.000 |
Реклама | 10.000 |
Прочие расходы | 5.000 |
Итого | 320.000 |
Чтобы выйти на точку безубыточности, ломбарду обычно нужно проработать от 3 до 5 месяцев. Треть ломбардов закрываются после полугода работы. Поэтому очень важно пройти этот кризисный период.
Постепенно клиентская база будет увеличиваться. Это зависит не только от рекламы, но и от появления постоянных клиентов. Чем больше клиентов, тем быстрее вы вернёте вложенные инвестиции. Окупаемость бизнеса – от 2 до 5 лет.
Бизнес-план ломбарда
Ещё до начала разработки бизнес-плана ломбарда нужно определиться со специализацией. Ювелирные и бытовые ломбарды довольно популярны, антикварные, меховые и автомобильные отлично подойдут для большого города.
Часто открывают универсальный ломбард. Пропишите, для кого вы работаете, кто целевая аудитория вашего учреждения. Обычно это люди с невысоким заработком, которым при возникновении проблем может понадобиться определённая сумма. Оцените конкурентов. Выделите свои преимущества. Это прописывается в первом пункте бизнес-плана – резюме проекта.
Производственный план включает весь список необходимых закупок, от аренды помещения до закупки канцтоваров.
В финансовом плане бизнес-плана важно просчитать все расходы и планируемые доходы на определённый период, рассчитать сумму первоначального капитала и ежемесячных расходов.
Маркетинговый план бизнес-плана описывает рекламную кампанию.
Бизнес-план также должен включать раздел с описанием рисков и путей их предотвращения.
Заключение
Наравне с другими кредитными организациями ломбард занимает свою нишу на финансовом рынке. Но имейте в виду, что это не простой способ заработать деньги, а для открытия потребуются большие деньги. Для успешной работы важно правильно составить грамотный бизнес-план, выбрать подходящее место, подобрать персонал, не экономить деньги на оборудование помещения, обеспечить безопасность вашему заведению.
Ломбард – это перспективная ниша для бизнеса. Предусмотрев все риски и рассчитав все расходы и доходы, вы получите стабильный прибыльный проект.
Читайте также, как открыть коворкинг.