Работа, которая в радость или как правильно мотивировать своих сотрудников

Работа, которая в радость или как правильно мотивировать своих сотрудников Статьи о бизнесе

В этой статье поговорим о том, насколько важна правильная система мотивации персонала, и как её применять на практике с эффективным результатом.

Высокие показатели труда и довольные мотивированные сотрудники – показатель того, что ваша система мотивации персонала эффективна и работает в правильном направлении. Но, к сожалению, такую тенденцию можно наблюдать только в небольшом количестве компаний в нашей стране.

Почему так происходит? Все дело в том, что мотивировать сотрудников одним лишь повышением зарплаты и угрозой увольнения невозможно. А ценных и сообразительных кадров быстро заберут конкуренты, которые смогут дать им правильную мотивацию. Чтобы такого не случилось, а ваши сотрудники показывали высокие результаты и приносили прибыль, потребуется разработать свою стратегию правильного стимулирования к работе.

Работа, которая в радость или как правильно мотивировать своих сотрудников

Зачем нужна мотивация и что это такое вообще

О том, что же такое мотивация, как она помогает в жизни и работе, трубят сейчас на каждом шагу. И не зря это делают. Ведь, если вы безумно голодные, то даже в 12 ночи пойдете в супермаркет, когда в холодильнике пусто. Это простой пример самомотивации. Но если с самим собой все решить проще, то найти нужный пусковой механизм в голове другого человека бывает непросто.

Чтобы мотивация появилась и не угасала, она должна иметь четкую причину и следствие. То есть, за определенные действия, выполненную работу, вовремя закрытый проект или другой показатель, должна быть система поощрений. Обязательно четкая и понятная на практике. Иначе весь запал сотрудников пропадет в попытке разгадать ребус, за что можно получить бонусы, премии и другие плюшки.

Что важно учитывать в вопросе мотивации персонала. Основные виды мотивации

Количество видов мотивации, которые применяют к сотрудникам, достаточно большое. Но все они разделяются в итоге на 2 основных. В первом случае работник получает материальное поощрение, но это не только прибавка к зарплате. Сюда входит намного  больше различных стимулов. И второй вид – нематериальное стимулирование (или социальная мотивация). К нему относится все те виды поощрения, которые способствуют самовыражению сотрудника в социуме.

Использовать исключительно один вид стимуляции сотрудников неэффективно. Ни первый, ни второй вариант не дадут нужного результата без сочетания их между собой. Без денег невозможно полноценно жить, а роль в обществе, взаимодействие с ним, необходимость в общении и самореализации – наивысшая ступень потребностей человека. Поэтому совокупность 2-х видов мотивации может создать отлаженную и эффективную систему в стимулировании работников. При условии, конечно, что вы правильно к этому подойдете и учтете необходимые нюансы.

Работа, которая в радость или как правильно мотивировать своих сотрудников

Какой может быть материальная мотивация персонала

Сколько бы разговоров ни было о том, что сотрудников нужно хвалить, размещать фотографии лучших из них на стенды и многое другое, это не может компенсировать материальное вознаграждение. Как один из инструментов, сюда относятся и штрафы, которые также могут стимулировать работу сотрудников. Но это не означает, что нужно запугивать их по любому незначительному поводу, как это часто встречается у тех, кто предпочитает авторитарный стиль управления.

Используйте штрафы только за проступки, которые негативно сказываются на работе компании. Такие взыскания не должны восприниматься как наказание.

В отличие от штрафов, материальные поощрения всегда позитивно воспринимаются работниками и это действенный инструмент в их мотивации. Кроме периодического повышения зарплаты, радость от которого пройдет уже через пару месяцев, есть и другие виды денежного и иного материального стимулирования.

Примеры, как повысить мотивацию сотрудников материально

  • Премии. Это могут быть годовые, месячные, проектные, лучшему сотруднику, за инновационные идеи и другие варианты премий. Все зависит от специфики работы компании и должностных обязанностей сотрудников. Можно адаптировать их к своей системе работы. А размер устанавливать, отталкиваясь от возможностей бюджета организации.
  • Проценты от продаж. Такой вариант  подойдет тем организациям, работа которых непосредственно связана с продажами, а главная задача сотрудников – увеличение объемов сбыта. Вариант оплаты труда, где к зарплате сотрудника прибавляется ещё и процент от количества проданных товаров, мотивирует куда больше чистой ставки.
  • Бонусы. Ещё один действенный способ поднять мотивацию. Это могут быть как денежные вознаграждения, так и другие поощрения. Например, дополнительные выходные, сокращенный рабочий день по пятницам или расширение отпуска на несколько дней. Также можно устроить сотрудникам небольшие каникулы на 2-3 дня в праздники и устроить им перезагрузку, если это позволяет график работы организации.
  • Медицинское страхование. Оформление страховки, а значит уменьшение больничных счетов, также способно поднять мотивацию работников к труду.
  • Подарочные сертификаты. Такой способ тоже хорошо работает. Всегда приятно получать дополнительные привилегии, не только напрямую привязанные к заработку. Сюда относятся и абонементы в спортзал, бассейн, сертификаты в салоны красоты, на спа процедуры и другие.
  • Поздравление сотрудников с днем рождения, Новым годом, 8 марта, свадьбой, рождением ребенка. Получать дополнительную прибавку в праздник приятно, и ваши работники отблагодарят вас старательной работой.  
  • Путевки на море, санаторий, заграницу. Такое вознаграждение за лучший проект, высокие показатели продаж или другой вариант оценивания, который используется у вас в работе, способен расшевелить персонал и заставить работать с огнем в глазах.
  • Высокий процент скидки на товары или услуги компании. В сочетании с другими видами поощрений этот способ дает хороший результат. Сотрудник, который сам пользуется продуктом своей компании, вызывает больше доверия и может подсказать клиенту особенности или нюансы товара или услуги, которые не сразу можно заметить.

Откройте бизнес в одной из самых прибыльных сфер, и даже в кризис получайте стабильную прибыль!

Работа, которая в радость или как правильно мотивировать своих сотрудников

Зачем нужна социальная мотивация

Стимулирование сотрудников к улучшению результатов работы – это не только денежные поощрения или взыскания. Человек не может жить без взаимодействия с другими людьми, без социума и самовыражения в нем. Поэтому различные социальные стимулы смогут максимально активизировать человека к действиям. К этому относятся:

  • карьерный рост и повышения
  • дополнительные привилегии (служебное жилье, авто)
  • профессиональные курсы или лекции за счет компании
  • профессиональные или культурные мероприятия
  • здоровая рабочая атмосфера в коллективе
  • внеплановые пропуски или выходные
  • рабочие поездки в другие страны
  • личный кабинет или улучшение рабочей зоны сотрудника
  • комфортные условия работы (корпоративные обеды, спортивный зал, оборудованные места отдыха)

“Чтобы привлечь и удержать на работе умных людей, необходимо обеспечить им возможность общаться с другими умными людьми” – Билл Гейтс, сооснователь компании Microsoft.

Что ещё влияет на мотивацию?

Существует немало примеров теорий повышения мотивации персонала, которые разработали известные ученые. В каждой из них есть свои плюсы и недостатки и в каждой компании они могут работать по-разному. Наиболее распространенная теория, которую берут за основу большинство компаний в разработке систем стимулирования – это теория потребностей психолога Маслоу.

Её главная суть в том, что у каждого человека есть 5 основных жизненных ценностей. К ним относятся:

  • потребность быть в безопасности (быть вдали от негатива, чувствовать защищённость, стабильность, уверенность)
  • физиологические факторы (жилье, еда и т.д.)
  • социальное участие (здоровая рабочая атмосфера, общение)
  • самореализация (профессиональный и личностный рост, удовольствие от работы, желание двигаться дальше)
  • позитивные впечатления (уважение и признание заслуг другими)

У каждого сотрудника главная стимулирующая ценность может отличаться. На это воздействует совокупность многих факторов: возраст, семейное положение, пол, материальное благополучие, социальный статус и т.п. Чтобы правильно определить, какой вид мотивации будет лучше работать с конкретным человеком, необходимо провести анкетирование сотрудников и проанализировать их пожелания и жалобы. Узнайте, как правильно подобрать персонал в ресторан.

Работа, которая в радость или как правильно мотивировать своих сотрудников

Как наладить процесс стимулирования работников

Если у вас уже была разработана система, но эффекта от неё было мало, то стоит пересмотреть все пункты старой мотивации.

  • Убедитесь, что налажена система выплат и премий. Она должна быть четкой и понятной, а её материальный размер – соответствовать вложенным силам.
  • Проверьте, достаточно ли развиты у вас социальные преимущества: страховки, льготы, дополнительные отпуски и выходные и т.д. Возможно, именно этого не хватает вашему персоналу.
  • Проанализируйте атмосферу в коллективе. Все ли в порядке у ваших сотрудников и хорошо ли они общаются между собой. Или же есть постоянные склоки и обиды, которые мешают рабочему процессу.
  • Есть ли у ваших сотрудников зоны отдыха, комфортное рабочее пространство, рабочая кухня и т.п. Это важный момент, ведь если работникам некомфортно работать и негде спокойно отдохнуть 10 минут в напряженный рабочий день, то полноценной отдачи вы не получите.
  • Учитываете ли вы мнение своих сотрудников при формировании системы стимулов. Это обязательный момент. Ведь вы можете считать, что сотрудникам недостает одного, а на практике окажется, что совсем другого.

Если вы учли все пожелания и разработали продуктивную на ваш взгляд систему, но спустя несколько месяцев результата не было, то либо у системы есть недочеты, либо вы наняли неквалифицированных сотрудников. В этом случае что-то из этого придется поменять.

Эффективные методы в повышении мотивации

Чтобы повысить мотивацию, стандартных решений может быть недостаточно. В таком случае стоит попробовать необычные подходы, которые могут дать положительный эффект.

Используйте элемент соревнования. У вас есть несколько отделов продаж, которые дают одинаково низкие результаты? Добавьте дух соперничества между ними! Например, придумайте привлекательный приз, который получит та команда, у которой будут самые высокие показатели продаж. Здесь важно не переусердствовать. В коллективе должна сохраняться дружеская обстановка. Такой вариант можно подкорректировать под любую специфику работы организации.

Внесите игровые моменты. Это способно перезагрузить сотрудников и добавить интереса в повседневную рутинную работу. Адаптировать этот метод можно под разный вид деятельности. Но желательно, чтобы игра имела четкую цель, связанную с работой сотрудников и улучшением результата. И, конечно, должен быть приз лучшему в награду за старания.

Работа, которая в радость или как правильно мотивировать своих сотрудников

Корпоративный отдых. Это не обязательно должны быть застолья по праздникам. Делайте вылазки на природу, спортивные соревнования между участниками, совместные поездки на экскурсии, конференции и т.д. Это вдохновляет и мотивирует, а также укрепляет командный дух сотрудников и закрепляет доверительные отношения между руководством и работниками.

Индивидуальный подход. Каждый сотрудник должен чувствовать себя частью компании, быть значимым для коллектива. Тогда он будет работать с целью улучшить показатели своей компании, а не выполнить очередное рутинное задание. Руководство должно интересоваться своими сотрудниками, знать их имена, какие у кого проблемы. Это важный момент в формировании здоровой атмосферы в коллективе.

Возможность работать по индивидуальному графику. Если специфика вашей работы это позволяет, то обязательно используйте гибкий график. Например, индивидуальный приход-уход сотрудников может быть уместен в PR-агентстве и подобных сферах. Многие ощущают себя как в клетке, когда сидят в офисе с 9 до 18. Если сотрудник сможет сам выбрать удобное время работы, или иногда работать из дома  – это значительно улучшит его трудоспособность.

Заключение

Стимулирование сотрудников – важный процесс, к которому нужно подходить серьезно и разносторонне. Правильно мотивированные сотрудники могут свернуть горы и вывести компанию на новый уровень, если руководитель задаст правильный темп и будет их ценить.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Портал о малом бизнесе
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    Большое спасибо!

    Ответить
Adblock
detector