Кризис с COVID-19 показал бизнесу, что нужно искать новые формы сотрудничества. В условиях пандемии образовался своего рода тренд на объединение сервисов, коллаборации и кооперации. Рестораторы, ритейлеры, сервисные и логистические операторы разрабатывают совместные предложения для клиентов, что позволяет вести бизнес даже в карантинных условиях. Скорее всего, в дальнейшем такие формы сотрудничества будут иметь ряд преимуществ в конкурентной среде. Например, если сеть ресторанов интегрировалась в несколько точек продаж ритейлеров, – это большой плюс с точки зрения продвижения бизнеса.
На практике это выглядит так: определенная торговая сеть в своих магазинах открывает фуд-зоны с позициями из меню заведений ресторанной сети-партнера. Или неожиданная, на первый взгляд, кооперация между известным ювелирным домом и не менее известной винодельческой компанией – клиент посещает это место, чтобы не только приобрести ювелирное украшение, но и приятно провести время за бокалом вина.
В чем преимущества такого рода коллаборации
Плюсами такой формы бизнес-сотрудничества является следующее:
- Привлечение новой клиентской аудитории. Объединение ресурсов, своеобразная синергия брендов способствует тому, что каждый в таком сотрудничестве получает возможность взаимодействовать с трафиком постоянных клиентов партнера. Это позволяет привлекать новых клиентов, быстрее наращивать обороты и повышать узнаваемость своего бренда.
- Издержки каждого из участников коллаборации значительно сокращаются, и происходит взаимовыгодное объединение ресурсов. В частности, можно снизить затраты на продвижение товаров и услуг, укрепить позиции на рынке, обоюдно повысить узнаваемость марки, произвести обмен технологиями.
- Новые каналы продаж для одного из участников кооперации и одновременно кросс-предложения со стороны другого партнера повышают уровень лояльности клиентов, поскольку существует потребительский спрос одновременно в нескольких категориях товаров или услуг.
- Объединение сервисов ритейлеров – это новые перспективные и стабильные точки роста для всех участников такой формы сотрудничества.
Как видите, у такого вида сотрудничества есть множество преимуществ для обоих партнеров.
Читайте также о господдержке малого бизнеса в России.
Риски коллаборации
Однако существуют и минуса в такого рода формах сотрудничества:
- Репутационная зависимость партнеров друг от друга. Если бренд попадает в кризисную ситуацию, несет репутационные потери, то второй участник бизнес-объединения автоматически забирает на себя тот же негатив.
- Важно, чтобы сферы деятельности пересекались, а позиции компаний-партнеров были равны. Если позиции одной из организаций более сильны, она в менее выигрышной ситуации, поскольку обе компании по сути “делятся” друг с другом своими клиентами.
- Иногда трудно синхронизировать разные бизнес-модели партнеров. Сложно объединяются совершенно разные товары или услуги в логически обоснованную и работающую цепочку.
Нужно учитывать эти минусы при создании бизнес-сотрудничества, минимизировать риски еще на старте и тогда их можно успешно избежать.
Немного об условиях успешной кооперации
Необходимые условия для успешного бизнес-объединения:
- Не конкуренция, а дополнение друг друга. Компаньона для кооперации нужно выбирать по принципу сочетаемости бизнесов. В результате коллаборации клиент должен получить основной продукт и дополнительный сервис(продукт), а не испытывать муки выбора между двумя одинаковыми услугами, схожими товарами или брендами.
- Обязательно иметь общий подход к стандартам качества продукта или сервиса. Компании должны разделять одинаковые принципы и следовать к одним и тем же целям на протяжении всего периода бизнес-сотрудничества.
Дельный совет: для того, чтобы повысить свой статус и увеличить число клиентуры, нужно подбирать партнера из другого, более премиального сегмента.
Читайте также: ТОП 30 идей для бизнеса без вложений.
Примеры коллабораций
Bontabelle и Dr Pepper
Одна из самых первых коллабораций, которая произошла почти 50 лет назад, в результате которой появились бальзамы для губ с фруктовыми вкусами. Это партнерство легло в основу новой индустрии.
Gucci и Элтон Джон
Пример коллаборации бренда со знаменитостью. Дизайнер бренда Алессандро Микеле был фанатом Элтона Джона и создал с ним необычную одежду по очень высоким ценам – футболки за 500 долларов и свитера по 1200 долларов.
Apple и MasterCard
В результате этой коллаборации мы получили новый способ платежа – Apple Pay, который с каждым годом становится все популярнее.
О перспективах
Тенденция гибридных форматов в бизнесе будет только укрепляться и в ближайшие несколько лет мы увидим существенный рост различных коллабораций и коопераций. Способствовать этому будут и нынешнее пост карантинное состояние рынка, и поиски ритейлерами новых способов масштабирования бизнеса (причем с минимальными затратами), и вполне обоснованный интерес к подобным объединениям со стороны потребителя.
Читайте также, как стать бизнесменом.